odvbo (odvbo) wrote,
odvbo
odvbo

Categories:

Про учителей

В прошлом году нашей поселковой средней школе исполнилось 150 лет. По этому поводу выпустили сборник воспоминаний выпускников. Книшшка начинается с истории школы. По этому поводу напрягли и меня, требовали фото, биографию и воспоминания, как всегда, в спешке, "уже вчера".

Воспитанный в немецких традициях послушания, выдал свои воспоминания за пару дней. Хотя было понятно, что можно было бы и больше времени взять. Это я к тому, что смутился, увидев: как-то несерьёзно выглядят мои воспоминания на фоне других.

Так вот, в этот приезд редактор подарила мне экземпляр книги. Оказалось, это довольно толстый том, приличного качества, с хорошими фотографиями. Я помню предыдущую книгу, 2011 года, посвящённую образовательной системе всего района. Она была тоненькая, на хорошей бумаге, но очень невысого качества печати фотографий. Фото документов были совершенно нечитабельны, да и фото людей тоже не блистали качеством. Книга же прошлого года вышла толстая, и фото все отличного качества. Правда, почему-то тираж всего 200 экземпляров (книга 2011 года вышла тиражом 1500 экземпляров).

Давайте прикинем, сколько выпускников ещё живы сейчас. Условно возьмём, что живы все выпускники, начиная с 1959 года (в книге есть воспоминания выпускников намного более ранних годов). Каждый год школы выпускает, скажем, 60 учеников - три класса по двадцать человек (на самом деле классов четыре, но так было не всегда). Получается 3600 человек. И 200 экземпляров на это фоне? Я тогда не посмотрел на выпускные данные книги, а то бы обязательно спросил об этом редактора, которая подарила мне экземпляр. Впрочем, ещё спрошу.

Но писать я начал совсем не по этому поводу.

Я почитал воспоминания учителей, выпускников школы. У нас хороший, старый пединститут в областном центре, поэтому многие учителя были выпускниками школы, а не приезжие. Т.е. выпускник сразу поступал в пединститут и по окончании сразу возвращался в школу учителем. Это очень типичная судьба почти всех наших учителей.

И вот, читая их воспоминания, я понял, почему я никогда не мог преподавать. Учителя, наряду с неоспоримыми положительными, имеют ряд весьма неприятных качеств. Они консервативны, авторитарны и односторонни, т.е. привыкшие к односторонней трансляции, не допускающей никакой обратной связи. Читаю воспоминания и думаю: бедные они, бедные! А с другой стороны, ну кто напишет про них такое в своих воспоминаниях. Да даже если бы я написал, например, редактор (сама учитель) вернула бы мне мои воспоминания на переделку.

Впрочем, редактора тоже кто только ни облаял за эту работу. Даже в толстый кирпич в 500 с лишним страниц не могло вместиться много воспоминаний. Например, из всей нашей семьи туда вошёл только я (да не только их нашей семьи, даже из всего выпуска нашего 1980 года вошёл только я один). А вот в предыдущей книге было фото и абзац текста про мою сестру из Питера (я там фигурирую только в длинном списке докторов и кандидатов). Т.е. подборка была довольно хаотичная и вызвала бурю возмущения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments